морально-волевые качества бойца

Развитие морально-волевых качеств бойца.

О развитии морально-волевых качеств бойца или о психологической подготовке военнослужащего.

Можно ли развивать морально-волевые качества, насколько эффективной может быть психологическая подготовка военнослужащего и нужна ли она вообще в курсе боевой подготовки.

В данной статье я выражаю своё мнение в отношении данного вопроса.

В своё время именно на занятиях по психологической подготовке я услышал такую  фразу:

«Убивая из корыстных побуждений, человек становится преступником.

Убивая по приговору суда, человек становится палачом.

Убивая по приговору своей совести, человек становится мстителем.

Убивая защищая свою Родину, человек становится героем».

По сути действие одно. Это лишение жизни другого человека, но отношение к этому действию и у общества, и у конкретного человека может быть разным. Соответственно если человек понимает, что и для чего он делает, он может сделать это не только на эмоциях, но и абсолютно осознанно, с минимальными последствиями для психики в будущем.

Это, вкратце то, что касается психологической подготовки в рамках организации боевой подготовки в подразделении.

Теперь о развитии морально волевых качеств. Тоже вкратце.

Естественно что при отборе в подразделения кандидаты тестируются и профнепригодные просто будут отсеяны. Естественно, что у тех, у кого адреналиновый и норадреналиновый тип, реакция на стресс будет разная и будет зависеть от типа.

Верно  то, что задачи и ситуации которые будут решаться в ходе ведения служебно-боевой деятельности, будут формировать уровень стресса, в целом идентичный для каждого бойца вашего подразделения.

Можно ли при этом улучшить эффективность действий каждого конкретного бойца при возникновении этого стресса?

При правильном подходе однозначно да.

Я как-то уже упоминал, что не люблю «героев».   Если человек не испытывал своего личного страха, который приводил его на грань при котором не то что мелкая моторика не работает, но и снижается скорость действий основанных на крупной моторике, то не известно, как он себя поведет, когда его настигнет его личный, персональный страх.

Человек же, которого уже «колодило», например, на высоте, при спуске со скалы или выходе на «вертикаль» здания и который смог выполнить задачу, невзирая на свой личный страх, в ситуации привычного стресса будет более эффективен. Эффективен потому, что он уже имел опыт действия в условиях когда кажется что все, конец, но он сумел мобилизоваться в этой критичной для него лично ситуации.

Поэтому и проводятся занятия на огненно-штурмовой полосе, выполнении различных задач на высоте.

Например, при использовании такого упражнение как передвижение по доске, поднятой на достаточно большую высоту. При этом в процессе занятий происходит постепенное уменьшение времени на выполнение упражнения, с постепенным увеличением высоты и усложнением решаемой задачи. Причем задача должна быть связана не только с физическим преодолением чего-то, но в ней обязательно должна присутствовать часть, связанная с осознанной деятельностью.

Примером такой осознанной деятельности, может быть, например упражнения из разряда «стрельба со счетом», вариантов выполнения которой достаточно велико.  Видео упражнения «Стрельба со счетом» есть на нашем канале YouTube.

Естественно необходимо помнить о соблюдении мер безопасности во время выполнения упражнений.

Вот такое мое мнение о развитии морально-волевые качеств и психологической подготовки в рамках боевой подготовки подразделения.

Мнение моё, хотите, прислушивайтесь, хотите, нет. Выбор у каждого свой.

Три занятия из Специального Курса стрельб